Избавляемся от заикания и/или ставим звуки речи?

Вот вам история молодого специалиста, которая когда-то была моей студенткой. Так бывает, в наследство от коллеги, она получила маленького пациента. Обследование прошло без особенностей, с мальчиком присутствовал папа.

Папы часто немногословны, и этот оказался не исключением. На первый взгляд, классический случай, автоматизация группы шипящих звуков. Звуки изолированно произносит, но в повседневной речи звука нет. Логопед на первом же занятии услышала запинки в речи, причём запинки усугубились с течением занятия, что не удивительно в том случае, когда речевые задания становятся объёмнее и сложнее.

Дальше выясняются подробности у родителя. Оказывается, у малыша давно эта проблема, и полгода назад, пролечившись медикаментозно судорожные проявления исчезли, запинки стали не видны. Невролог в рекомендациях написала, что необходимы занятия с логопедом, видимо, не уточнив, занятия по избавлению от заикания, или по постановке звуков. А это очень важно.

Если вы попадаете к классическому учителю-логопеду, будьте готовы к «муштре». Дорогие родители, это необходимо, чтобы навык стал «родным» нужно множество повторений, нужны волевые усилия ребёнка, его внимание к собственной речи, то есть внутренний контроль, а также нужен внешний контроль – систематические напоминания мамы и специалиста.

Такая обстановка обязательно приведёт ребёнка к эмоциональной напряжённости, связанной с актом речи. А запинки как раз и появляются тогда, когда появляется ответственность за собственную речь, а, значит, есть повод к эмоциональной напряжённости. Такая ответственность есть у любого ребёнка в разговоре со взрослым значимым человеком, или в ситуации выступления, ответа у доски и т.п. У любого ребёнка начнёт путаться речь, и трудно строиться фраза. Что уж говорить о том, кто заикается.

Получается к логопеду надо, но в тоже время, есть риск вернуться к запинкам. Не ходить к логопеду? Ходить, но к тому, кто сталкивался с работой с заикающимися детьми. Не ставить звуки? Ставить, но работа должна строиться неавторитарно, «без нажима», без «муштры». Специалист должен быть готов к смене направления работы, к тому, чтобы перекроить свой план и подстроиться под ребёнка. Иногда придётся прыгать от «Р» к «С», а это не логично с точки зрения системы постановки звуков. Зато может переключить внимание ребёнка и, тем самым, остановить рецидив.

В заключении скажу, дорогие родители, каков ваш запрос – избавить ребёнка от заикания? Тогда это одна история. Поставить звуки речи сыну, дочери? Это совсем другая работа, идущая вразрез с первым запросом. Надо решиться, что сначала, а что потом. В каждом конкретном случае я советую по-разному, исходя из возможностей маленького пациента.

Поделиться:

Записаться на консультацию


Дорогие родители и коллеги!

Современные дети — загадка. Они не любят школу и не скрывают это от взрослых, они с головой ныряют в гаджеты, спасаясь от скуки и невнимания родителей и учителей. А ещё они очень чуткие, очень ранимые и гораздо взрослее, чем мы думаем. Их фантазия способна творить чудеса, раздвигать пространства, проникать в космические дали и не только… Читайте продолжение книги «Звёздный странник».