Можно ли взрослому исправить искажённый звук? На этот вопрос можно ответить так, каждый случай нужно рассматривать отдельно. Но есть некоторые вводные, которые можно отнести в пользу успешного результата, либо в пользу отрицательного результата. В пользу положительного результата будут следующие параметры: физиологическая норма строения артикуляционного аппарата, отсутствие ярко выраженной дизартрии, мотивация.
Работоспособность спортсмена
Итак, у пациента правильный прикус, нормальная (не короткая) подъязычная складка, язык по размеру соответствует ротовой полости (ну, бывают очень редкие случаи, когда язык слишком большой или слишком маленький). Кроме того, у него в медицинской карте не стоит диагноз дизартрия, так как он характеризуется неспособностью мышц языка, щёк, гортани, губ работать в полном объёме. Звуки речи имеют каждый свою артикуляцию, нужные мышцы складываются таким образом, чтобы получился «р», «л», «ш» и т.д. И, самое главное, у человека есть мощная мотивация. Это я наблюдала у профессиональных спортсменов, а ещё они привыкли долго и изматывающе работать над собой. А также у тех, кому по роду занятий нормальный звук необходим в профессии, у актёров, например. Все остальные взрослые, добившись изолированного звучания, скажем, «р» так и не ввели его в собственную речь.
Звук есть! Что дальше…
Взрослый пациент не рассчитывает ходить на занятия к логопеду долго, однотипные занятия скучны, выматывает муштра, дома некогда позаниматься. Кажется, вот 5, ну, 10 занятий и звук готов. Да, возможно, звук встаёт уже и на первом занятии, но ведь его надо применять, а это значит, остро держать внимание на речи. Приходится каждое слово с нужным звуком произносить медленно, звук на первых порах звучит нарочито и неестественно. Взрослому приходится преодолевать автоматизм, это требует массу энергии и волевых усилий, если мы не привыкли к волевым усилиям, если это не жизненно необходимо, то нужного результата нет.
Учимся у малышей
Не в обиду будет сказано взрослым, но нам всем стоит поучиться у малышей их трудолюбию и оптимизму. Вспомните, сколько раз он упадёт и ударится, прежде чем научится ходить. Он падает сто раз, но встаёт и снова пробует. Вспомните своего пятилетнего дошколёнка, все два года до школы он ходит к логопеду, ни у мамы, ни у папы не возникает по этому поводу возмущения. И это при том, что дошкольник как раз в том сензитивном периоде развития мозга и моторики, при котором коррекция речи имеет самые хорошие плоды. Детский мозг «готов схватывать» новое налету. А мотивация логопеда и родителей помогает это новое автоматизировать, ещё раз обращу внимание, автоматизировать за достаточно продолжительный период.
Рассчитываем свои силы. Честно признаёмся себе, каковы наши мотивы. Настраиваем себя на долгую работу, я бы даже посоветовала «полюбить процесс», а не ждать результата, хотя это тоже важно. Вы готовы ломать автоматизм? Тогда смело идём к специалисту!