На этот вопрос я отвечаю – нет. Основной курс, как для детей, так и для взрослых должен проходить очно и в полном объёме. Задача основного курса: формирование нового стереотипа речи.
Работу необходимо начать с коррекции не только фразы, слова, но и с коррекции невербальных компонентов речи. Если мы начнём работу со слова, то не сможем научиться расслаблению, научиться доброжелательному взгляду, спокойному выдоху, свободной позе. Это похоже на такой процесс, в котором мы готовим к жизни спокойного человека, умеющего уверенно общаться сначала без слов. А уже потом, на это «спокойное» состояние мы накладываем умение говорить слова и фразы.
Можно сказать, что природа заикания уникальна. Заикание крайне нестабильно в своём проявлении. Чистая, плавная речь заикающегося человека совершенно неожиданно, без видимой причины, может превратиться в кошмар, где трудно что-либо контролировать, трудно понять смысл сказанного и больно смотреть на перекошенное судорогой лицо.
Одна важная особенность
Ещё одна важная особенность в природе данного состояния – для заикающегося важна ответственность за «исход высказывания». Если нет ответственности за собственную речь, то и запинок и судорог нет, либо их очень мало. Это те случаи, когда люди говорят в одиночестве, или с маленькими детьми, или в знакомой обстановке сверстников, где совсем нет причин для волнения и никто не оценит твою речь. Поэтому, при коррекции речи необходимо находиться не в знакомой обстановке дома, не перед экраном гаджета, где можно выключить видео и звук, а непосредственно со специалистом.
Нам важно сформировать навык в условиях реального общения, именно оно вызывает сложности. Реакция на живое, спонтанное общение сопровождается запинками, значит, нам и необходимо это живое, реальное, спонтанное общение. То есть, необходимы очные занятия. А вот уже на этапах поддерживающих курсов можно работать онлайн, но это в том случае, когда уже сформированы новые речевые правила.