Поговорим о недоразвитии речи. В современной диагностике, очень часто ставятся речевые диагнозы – фонетико-фонематическое недоразвитие ФФНР, общее недоразвитие речи ОНР. Мама с удивлением слышит об этом диагнозе, ведь её чадо так бойко и много говорит. Что же содержит в себе этот диагноз?
Устойчивые специфические ошибки в употреблении языковых норм – вот главная симптоматика ФФНР, ОНР. На уровне звучания (фонетики) — это могут быть искажения, смешения и замены звуков речи (шапка – сапка, чайник – тяйник, кот – тот, ваза – фаса и др.). На уровне слоговой структуры, ритмического рисунка слова – упрощение слова, упущение слогов, перестановки слогов (самолёт – масолёт, голубь – голб, велосипед – пипипед идр.).
Лексический уровень страдает в том случае, когда ребёнок не усвоил значения слов, не запомнил, либо находился в среде, которая не способствовала развитию кругозора. Например, мама «моет одежду» – мама «стирает одежду», или ребёнок не может ответить на просьбу перечислить предметы мебели, т.к. не знает этого обобщающего слова и др. Недочёты в грамматике выражаются в аграмматизмах в словах и предложениях (рисная каша, пять карандашов; Вова приходить первый вчера…и др.).
Общие характеристики речи ребенка
Если говорить об общих характеристиках речи ребенка, то окажется, что его активный словарный запас в разы меньше, чем пассивный. Такие дети действительно испытывают трудности в усвоении лексики. Часто, усвоив в теме основные понятия, например, в теме «Посуда» — «ложка», «кружка», «тарелка», долго упускают из вида «блюдце», «бокал», «дуршлаг» и т.п. При освоении словообразования дети с недоразвитием речи не всегда могут различить слова с разным значением, привнесённым приставками, суффиксами (запрыгнул, перепрыгнул, вышел, ушёл, яблоневый, яблочный, стол, столик).
Плохо набирают словарь признаков – прилагательные и наречия в их речевом обиходе скудны. Употребления предлогов в речи также не корректны (спрятался в стул, вместо спрятался за стул и т.п.). Так как сами слова усваиваются с трудом, еще труднее усвоить изменяющуюся форму слова, а мы помним, что слова согласовываются друг с другом в роде, числе и падеже (большая качели, гонит машины, два тарелка, из большая комнаты и т.п.).
Все эти недочёты усвоения лексико-грамматических, фонетико-фонематических категорий языка негативно сказываются на связной речи. Ребенок с трудом находит нужные слова для высказывания, с трудом, с ошибками их согласовывает. Но, как правило, грубых смысловых ошибок в речевой продукции нет. Сам говорящий ребёнок и его собеседник, его окружение понимают, о чём он хотел сказать.
Недоразвитие речи?
Пока это дошкольник 5, 6, 7 лет его речевая нагрузка не велика, но вот он пришёл в школу, требования изменились — важно построение фразы, важны смысловые оттенки слов. Появляются правила, которые требуют осмысления и применения их в речи. Каждый раз мозг получает все новые и новые задачи, ещё сложнее становится во втором классе, ведь там оценивают. Во втором классе ученики активно пользуются письменной речью, значит, речевые центры получают дополнительную нагрузку — слаженные операции внутренней речи, двигательных зон, зрительных зон и зон контроля.
И если в устной речи забавные неточности речи были милы, то в письменной речи они уже выглядят как ошибки. Родители сетуют на невнимательность ребенка, да, бывает и так. Но в случае частых повторений ошибок – пропуски, замены букв, слогов, недописывание слов, упущение целых слов в предложении, отсутствие точек, заглавных букв и др., стоит вспомнить о том, что мы, возможно, упустили тот самый речевой диагноз – «недоразвитие речи»