Сейчас размыты границы многого. В том числе нормы и патологии. В том числе границы речевой нормы. И, все-таки, родителям на что-то надо опереться, наблюдая за своим малышом. Общепринятые этапы развития речи – гуление, лепет, слова, фраза, связная речь. В два с половиной года у ребёнка появляется фраза: «мама дай», «я гулять» и т.п. Далее эта фраза разворачивается, речь наполняется не только предметным словарём, глаголами, но и прилагательными, и наречиями. К пяти годам желательно, чтобы он различал начальный звук в слове, например, в своём и мамином имени.
Речевая норма
Если углубляться в речевую норму, то к пяти годам у малыша должны чисто произноситься все звуки, кроме «л» и «р». А это достаточно большой перечень звуков, ведь, у большинства согласных есть мягкое звучание и твёрдое звучание. Обратите внимание, смягчает ли ваш пятилетка звуки там, где они должны быть твёрдыми. В идеале, в потоке спонтанной речи чадо не должно смешивать звуки. Например, «с» и «ш», или «с» и «ц», у нас в языке достаточно звуков близких по звучанию и способу образования. Если всё удачно, если малышка или малыш «чисто» говорят, упуская, может быть, один, два звука, то демонстрация букв будет уместна и своевременна.
Но мы с вами знаем, теория и учебники одно, практика другое. Вот висят на холодильнике магнитные буквы, конечно, они интересны ребёнку. Он спрашивает, и, о чудо, спрашивает так, как будто уже знает многое! «Какая это буква?» «А это моя буква?»…И в этом случае, ему необходимо ответить. И я бы даже поощрила его за то, что он интересуется буквами. «Макс, ты уже знаешь, что это буквы? Вот это да! Вот умный ребёнок какой!» И не беда, что он ещё путает шипящие и свистящие, главное – интерес самого ребёнка.
Кроме того, что надо эмоционально прореагировать на этот интерес, чтобы сын (дочь) понял (а), что это та область знаний, где можно заслужить внимание и похвалу взрослого, необходимо правильно подать материал. Называйте буквы, как звуки, например, это «м»! Не нужно парадного, алфавитного звучания «эм» или «ка» — это собьёт ребёнка на том этапе, когда он захочет буквы складывать в слова. Можете услышать «эма — эма», которое совершенно не будет укладываться в слово «мама».
Интерес к буквам
Следующий маленький нюанс. Если его интерес к буквам не пропал, и вы дошли до слогов, первыми в слоги складывайте те согласные, которые «тянутся» — «м», «н», «с». Их можно протянуть так – «ммммммаааааа», без этой «протяжки» слог из уст дошкольника часто звучит как «м», пауза, «а». И не переживайте, научившись на этих звуках, остальные пойдут легче.
Не удивляйтесь, что прочитав слово, ребёнок не сразу сопоставит его со знакомым предметом. Поэтому, прочитанное малышом слово, повторите, и спросите «Каша», что это?». Обязательно спросите, мы с вами не обеспокоены скоростью чтения, нам главное, чтобы прочитанное понималось. Уделив этому время, вы направите внимание ребёнка на смысловую часть самого «процесса чтения». Часто дети начинают уже бегло читать, но прочитанного не понимают. Это равно тому явлению, когда мы хорошо читаем английский текст, а понимаем лишь отдельные слова, что уж говорить об общем смысле и тонкостях стилистики иностранного языка.
В заключение скажу, у каждого ребёнка своя скорость усвоения родного языка. Брат в пять уже читает, печатает слова, его не оторвать от вывесок и афиш. Сестра же, в те же пять, едва запоминает буквы, у неё никак не складываются образ и звук в одно. Эти причудливо сложенные палочки «А», «М», «И», ей кажутся одинаковыми. Возможно, в свои пять, ее психологический возраст меньше. Вероятно, её зрительное восприятие требует «особого» внимания или есть речевой диагноз (но не обязательно!).
В каждом конкретном случае поможет разобраться специалист. Логопед, дефектолог обязательно найдут то «окно в мозг», которое правильно воспримет информацию.