Это же буквы, при чём тут ползанье!

Каждый этап двигательного развития ребёнка важен. В нашем мозге всё чудесным образом связано: речь, например, связана с общей и мелкой моторикой. Этот факт все знают, но я хочу поговорить об этом подробнее.

База речи

Для речи очень важна сенсорная база, под этим понятием подразумеваются — зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильные ощущения, ощущения положения собственного теля в пространстве. Так вот, прежде чем сформироваться речи, ребёнок сначала научается смотреть и видеть, различать отдельные детали, различать цвета. То же со звуком, из общего шума ребёнок учится различать отдельные шумы – воды, ветра, шелест бумаги, стук тяжёлой двери и, конечно, голос мамы. В дальнейшем это поможет ему запомнить звуковой образ буквы, образ слова сложится из наборов звуков, затем эти наборы звуков надо будет слить со смыслом. Сформированное зрительное восприятие поможет ребёнку запомнить образ буквы, образ слова, так ребёнок научится чтению. Всё логично и просто – слить звуковой образ буквы и зрительный образ буквы. Так почему же наш старший дошкольник не может запомнить буквы? Почему он опять путает, предположим, «А» и «И»?

Что делает мой язык?

Дело в том, что слуховые и зрительные зоны у младшего дошкольника не так развиты, как например, двигательные. Чтобы запомнить и воспроизвести звук, нам необходимо чувствовать язык и его положение во рту. Для взрослого эта информация уже не очевидна, она перешла в стадию автоматизма, но для ребёнка очень важно ЧУВСТВОВАТЬ положение языка. Здесь две составляющие – одна кинестетическая (ощущения), другая кинетическая (движение) – обе одинаково важны. Мозг связывает положение языка, его ощущения при этом (куда упирается кончик языка, какова сила воздушной струи, есть ли вибрация) с тем звуком, который образуется. Для мозга эти ощущения большое подспорье к запоминанию. Обратите внимание на своего семилетку когда он пишет или раскрашивает, он часто двигает языком, губами, он артикулирует без звука.

Ура, малыш ползает!

Проходя все этапы двигательного развития, вспоминайте малыша, сначала держит голову, потом перекатывается со спины на бок, переворачивается с живота на спину и т.п., ребёнок насыщает ту базу, которая потом даст более тонкие ощущения. Мы имеем ввиду ощущения в мышцах мимики, артикуляции и гортани. Тот случай, когда ребёнок какой-то из этапов пропускает, например, этап ползанья, может сказаться не в пользу речевого развития. Видимо, для мозга важно это горизонтальное положение тела и головы в движении, видимо, ему необходимы ощущения ладоней и коленок, ему важны передвижения ручками и коленками синхронно по диагонали. Всё вышесказанное пойдет в копилку пространственного представления буквы. Эти вертикальные, горизонтальные, диагональные палочки без накопленных ощущений в двигательной зоне с трудом будут запоминаться.

Поэтому, говоря о ранней логопедической помощи ребёнку подразумевается работа сенсорикой, и прежде всего, с двигательной базой. Гимнастики, зарядки, прогулки, укрепляющие массажи, бассейн – всё это в будущем наилучшим образом скажется на усвоении речи вашим малышом.

Поделиться:

Записаться на консультацию


Дорогие родители и коллеги!

Современные дети — загадка. Они не любят школу и не скрывают это от взрослых, они с головой ныряют в гаджеты, спасаясь от скуки и невнимания родителей и учителей. А ещё они очень чуткие, очень ранимые и гораздо взрослее, чем мы думаем. Их фантазия способна творить чудеса, раздвигать пространства, проникать в космические дали и не только… Читайте продолжение книги «Звёздный странник».