Для того чтобы сориентироваться в вопросе готовности старшего дошкольника к школе, необходимо знать, что эта готовность опирается на две «базы» — психологическую (функциональную) и физическую.
Рассмотрим сначала последнюю – физиологическую базу. Двигательное развитие, является одним из критериев физиологической готовности ребенка к школе. Так, мышцы руки должны быть достаточно окрепшими, а мелкая моторика хорошо развита, чтобы ребенок мог правильно держать ручку, и резерва его работоспособности хватало на длительное время. Мышцы спины должны быть достаточно сформированы, чтобы удерживать позвоночник достаточно длительное время при работе за партой. Часто школьный рюкзак первоклассника достаточно тяжел, здесь тоже важна сила мышц плечевого комплекса. Наши городские дети весьма ограничены закрытой площадкой и квартирой в движении. Родителям в помощь будут спортивные секции, которые будут выбраны с учетом интересов ребенка, его здоровья и близости спортивного учреждения к дому.
Более подробно поговорим о психологической «базе», ее готовности к школьному обучению. Например, так называемая мелкая моторика руки ребенка, насколько она развита. Здесь важно все – и умение держать ручку, кисточку, карандаш в руке, и нажим на эти инструменты, а также застегивание пуговиц, завязывание узелка, умение сделать элементарный стежок иглой и ниткой. Стремясь купить удобную и красивую одежду, подумайте о зоне ближайшего развития, застежка «молния» и «липучки» весьма практичны, но мало развивают руку. Также фломастеры и маркеры проигрывают в ключе полезности карандашам и краскам.
Внимание ребенка
Следующий критерий психологической базы – внимание ребенка. Как вам известно, ребенок способный, умный, но «невнимательный» часто испытывает трудности при усвоении чтения и письма. Недостаточная концентрация внимания, его неустойчивость находят свое отражение в нарушении фонематического слуха (того специального речевого слуха, который «займется» работой отслеживания звуков в слове, различением похожих звуков между собой, ш – ж, например и т.п.).
Тревожным признаком для нас может служить то, как ребенок 5-6 лет, хватаясь за одну игрушку, бросает ее и уже берет другую, дальше третью и ничем не может увлечься. Здесь придется садиться с ребенком и играть с ним, пытаться увлечь его. Чтобы создать базу фонематического слуха, необходимо развивать слуховое внимание и проще всего начать с различения звуков природы, голосов птиц, животных и разных музыкальных инструментов.
Память
Другой критерий – память. Здесь в помощь родителям стихи, поговорки, чистоговорки. Кроме слуховой памяти, необходима и зрительная память. Здесь помогут игры на запоминание картинок, на сравнение картинок, поиск отличий в картинках и т.п.
Критерии речь и мышление мы не будем разделять и рассмотрим вместе. Состояние лексико-грамматической стороны речи старшего дошкольника тоже является признаком готовности или неготовности ребенка к обучению. Умение обобщать (помидор и огурец – это овощи, еще шире – плоды, еще шире – растения), умение сравнивать (огурец большой, а этот огурчик меньше; огурец зеленый, а помидор красный и т.п.), умение анализировать (в слове помидор третий звук «м» и т.п.), дифференцировать (и понятия, и звуки). Умение правильно употреблять предлоги. Навык образовывать слова (из дерева – деревянный, из винограда – виноградный, лес рубит – лесоруб, кашу варит – кашевар, круг – круглый, бежит – прибежит и др.). Умение описать предмет, картину, рассказать о том, как провел выходные, тоже яркий пример готовности к школе. Замечайте, какие части речи использует ребенок – существительное, глагол, прилагательное, наречие. А ребенок в норме имеет в речи и причастия.
Наша задача – говорить с ребенком внимательно, часто, глядя в его глаза, и, если возможно, чтобы наше лицо и артикуляция были видны ребенку. Он только учится, его слух только приспосабливается, а мы говорим свысока и не четко, и быстро, часто непонятные слова.